Сквозь огненный смерч
Искандер Хамалетдинов волновался: а вдруг командир полка отстранит его от полета, не разрешит подняться в воздух? Ведь только 20 дней прошло со дня его ранения. Искандер тщательно прятал под комбинезоном бинты. Майор строго взглянул на летчика, с минуту смотрел ему в глаза, а потом как-то мягко, по-отечески сказал:
— Не могу я тебе, Хамалетдинов, запретить вылет. Совесть не позволяет. Окажись я и сам в бинтах, как ты, тоже полетел бы. — И, помедлив, спросил: — раны-то не очень болят?
— Нет, товарищ командир, я совершенно здоров! — отчеканил Хамалетдинов и расправил плечи.
Перед командиром полка стоял богатырского сложения человек, о мужестве и стойкости которого хорошо знали друзья-фронтовики.
Получив разрешение, Искандер круто повернулся и вышел из штаба. Приближалось время вылета, и летчик направился к своему пикирующему бомбардировщику. Вскоре группа, в состав которой включили Хамалетдинова, поднялась в воздух.
После того боя, когда его ранило, прошло совсем немного дней. В то утро командир звена Хамалетдинов во главе тройки пикирующих бомбардировщиков вылетел на боевое задание. Надо было во что бы то ни стало уничтожить две переправы через реку Ловать. Разведка донесла: одна из них скрыта под водой и обе они охраняются большими силами зенитной артиллерии и авиации.
Вот и переправа. Искандер перевел бомбардировщик на боевой курс. Гитлеровские зенитчики молчали. И вдруг с земли поднялся настоящий огненный смерч. Вокруг начали рваться снаряды. Осколки впивались в обшивку, влетали в кабину. Дышать стало трудно. Дым першил в горле, лез в глаза. Однако Искандер ни на один метр не сворачивал с боевого курса. Надо было любой ценой прорваться к цели и уничтожить переправы. Огненный смерч не утихал. Сквозь него бомбардировщик пикировал на переправу. Вот она. Рядом с ней через реку тянется широкая темная лента. Эта та, вторая, скрытая под водой. Еще несколько секунд- и бомбы будут сброшены. И тут Хамалетдинов почувствовал тяжелый удар в ногу. Резкая. боль прошла по всему телу, потемнело в глазах, но самолет Искандера с курса не свернул.
Бомбы упали точно на переправу. Огромные столбы воды, куски досок, бревен — все взметнулось в воздух. Удары других пикировщиков тоже были меткими. Обе переправы были уничтожены. Но торжествовать
Победу было рано. На
израненные советские самолегы, как коршуны, набросились вражеские истребители. Их было много. Заходили с разных сторон. Воздушный стрелок из экипажа Хамалетдинова вел непрерывный пулеметный огонь. Искандер пытался маневрировать. Но подбитая машина плохо управлялась. После очередной атаки вражеских истребителей бомбардировщик охватило пламенем. Оставалось одно — покинуть горящий самолет. Хамалетдинов приказал штурману и воздушному стрелку прыгать. Последним самолет покидал командир. Но тут его постигла неудача. Когда выпрыгивал, ударился грудью о стабилизатор. От невыносимой боли он застонал. И хотя Искандер еще не знал, что у него переломлено шесть ребер, он понял, что положение его сверхкритическое.
Силы молодого командира быстро таяли. Но могучий организм сопротивлялся, не давая впасть в забытье. Последнее, что увидел командир, — это камнем упавшего на землю штурмана. — Гитлеровцы расстреляли его в воздухе. О судьбе воздушного стрелка он узнал позднее: его боевой друг приземлился на минном поле и тут же подорвался…
Хамалетдинова в бессознательном состоянии подобрали наши разведчики, возвращавшиеся с задания, и отправили в госпиталь. А ровно через три недели Хамалетдинов снова вылетал на боевое задание. И вот снова воздух…
Не раз Искандер Хамалетдинов спасал жизнь товарищей в неравной схватке с врагами. Однажды его машина загорелась в воздухе. Четыре раза отважный летчик сбивал пламя и все-таки благополучно посадил машину на своей территории…
Последний боевой вылет офицер Хамалетдинов совершил 30 апреля 1945 года на Берлин.
… Кавалер четырех орденов Красного Знамени, двух орденов Красной Звезды, ордена Отечественной войны 1 степени и многих медалей полковник Искандер Хамалетдинов прослужил в Советской Армии 34 года. Сейчас он офицер запаса и продолжает передавать свой боевой опыт будущим офицерам — студентам нашего института.
В. модин,
майор-инженер, преподаватель